?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 Август 2015 @ 23:12
О старости  
В раннем детстве мне казалось, что старость – это такой недолгий период, предшествующий смерти, когда тебя жалеют, переводят через дорогу, уступают место в транспорте и всё время ищут твои очки.
Было логично, что умирают старики и старушки. Такой закон был понятен и даже внутренне как бы оправдан.
А что им ещё делать? Ни в салочки играть, ни на танцы ходить. Да и вообще, старость – это некрасиво.
Зачем до неё доживать, мне было непонятно. И я для себя решила, что это из-за внуков.
У каждого ребёнка должны быть бабушки и дедушки, чтобы готовить пирожки и оладушки, водить гулять в парк, нянчится, когда родителей нет дома, и рассказывать истории из той жизни «когда тебя на свете не было».
Других объяснений я не знала.

Ещё я думала, что раз бабушки старше мам, значит, главнее. Но на поверку оказывалось, что по статусу старики приравниваются к детям. Это давало какую-то подсознательную возможность общаться с ними на равных, что ли.
Мне тогда казалось, что все старики – это члены какой-то одной большой общины, поскольку бабушками и дедушками принято называть любых стариков, а не только своих, кровных.
Ты приходишь куда-то в гости, тебе говорят: «Здравствуй. Как тебя зовут?»
Ты отвечаешь, мол, так-то и так-то. А тебе говорят: «А меня - бабушка Лида» (или Маша, или Света, неважно).

Разглядывая фотографии, где бабушка или дедушка были молодыми, а особенно маленькими, я чувствовала какой-то подвох.
Иногда я подолгу стояла у зеркала и пыталась представить, как буду выглядеть в старости. Я морщила лоб, растягивала руками щёки, щурила глаза, сутулила спину, повязывала косынку, примеряла очки… Никак не представлялось.
Бабушкой быть не хотелось. Такое, вообще, казалось невозможным.
Гипотетическая старость и (что вовсе невероятно) смерть - не имели ко мне никакого отношения.
Единственный плюс старости я видела в том, что бабушки много умеют, особенно по дому, а дедушки много знают. Но мне думалось, что добиться всего этого можно просто, будучи взрослым.
Взрослые – вот кто заправляет миром!
Поэтому вырасти поскорей хотелось, а состариться – нет.

Период отрочества и подросткового максимализма не сильно помирил меня с мыслью о старости.
Хотелось умереть молодой. Во всяком случае, далеко не старой. И обязательно ещё красивой. И желательно известной. И непременно трагически.
И эта дурь держалась довольно долго.
Почему-то смерть не страшила, страшила старость.
И это такая тема, которую нельзя додумать до конца и отложить, успокоившись. Так или иначе, об этом думаешь всю жизнь. Я бы сказала, что только об этом и думаешь. Поскольку, в любом случае, старость - итог всего.

Когда понимаешь, что время добежало до половины (или до трети), уже не готов так безоглядно пожертвовать остатком.
К тому же старость - время совершенно особых физических и психологических процессов, и обидно было бы это упустить. Столько говорено о мудрости и прозрении, что глупо этого не проверить. Хотя и страшно иногда, безусловно.
Но всё чаще замечаешь за собой, что о старости не просто думаешь. О ней… как бы это сказать… мечтаешь! Словно стараешься мысленно намолить себе образы и картинки.
Как играешь с внуками. Как прогуливаешься в парке. Как путешествуешь. Как принимаешь гостей. Как наряжаешься в праздники. Как занимаешься любимыми делами...
Как улыбаешься, оглядываясь на свою жизнь.
Как улыбаешься, глядя в недалёкое будущее.
Как улыбаешься…

Photobucket
Метки:
 
 
 
juli_jujuli_ju on Август, 8, 2015 20:21 (UTC)
я с некоторых пор я еще думаю - лишь бы не одинокая... одинокая старость хуже смерти - думаю я... панически боюсь одинокой старости... Моей бабушке 90... она не совсем в себе, но периодами очень даже - интеллектуальное прошлое иногда берет верх... И тогда она говорит: "я никак не планировала доживать до 90 лет. ну вообще не было этого в моих планах - а вот, и никто не спрашивал..." многогранная такая тема...
pristalnayapristalnaya on Август, 9, 2015 06:44 (UTC)
Одиночество в любом возрасте – штука малоприятная. Но в другие периоды можно найти какие-то плюсы в этом. В старости тело предательски здаёт позиции. И страшит больше беспомощность.
(no subject) - juli_ju on Август, 9, 2015 08:59 (UTC) (Развернуть)
 Алла Нестерова: evischlaestalla on Август, 8, 2015 20:52 (UTC)
есть у нас одна Олена с украины, не знаю, не спрашивала откуда. С вашей, Лена,
скорее всего.
Страстная поклонница отключения своих (и вероятно, не только своих родных) при попадании в кому от аппарата искусственного дыхания.
Грубо говоря, за эвтаназию.
Послушала я её раз, другой - и решила, что она очень не в себе.
Не знаю, какого кино она насмотрелась, или вкусовые качества развлечений дальше верки-сердючки и баров с энергетически неправильно курильщиками дряни у неё не идут.
Если проследить исторически, откуда взялись врачики-врачеватели, ратующие за эфтаназию, можно понять, что это далеко не самый идеологически правильный выбор.
Слишком смелый отсыл к добровольно заканчивающим свою жизнь(и чужую жизнь прихватившим)самоубийством.
Так что есть смысл вспомнить Гинзбург (трамвай средней тяжести с коблами-вертухаями), и тот роман С.Лема с "больницей преображения" и её "освободителей" во время последней войны.
Я в своей жизни всеми этими мнимо заблудившимися сыта.
Многих таких повидать пришлось, сопровождая маму по врачам.
Начиная с хамоватых медсестёр, откровенно и молчаливо действующих по звонку сверху, кончая проф.врачём, работавшим в ганноверской больнице на улице с характерным названием Allersweg, напрямую предлагавшим
отключить мою маму из жизни, перестав её кормить и поить.
Не мучить, так сказать.
При всём этом я - противник пресловутого когнитивного диссонанса.
Активный противник бозона хиггса.
И "докторам" под именем Зло не верю.

cвой комментарий к Вашему посту поставлю отдельно у себя в журнале


Edited at 2015-08-08 21:45 (UTC)
pristalnayapristalnaya on Август, 9, 2015 06:45 (UTC)
Сочувствую Вам и Вашей маме.
Но я не совсем понимаю, зачем Вы это всё тут написали.
(no subject) - laestalla on Август, 9, 2015 07:40 (UTC) (Развернуть)
je_nnyje_nny on Август, 8, 2015 21:28 (UTC)
Самое ужасное в старости - она наступает неожиданно.
То есть для тебя самой - не наступает вообще!
Ты-то все та же, что и в 9, и в 18, и в 30, и в 40...
А тебе говорят - бабушка...
И ты не веришь...
И не смотришь в зеркало...
Потому что оно врет внаглую!
Душа-то не стареет.

pristalnayapristalnaya on Август, 9, 2015 06:47 (UTC)
Ну и не верь!)
Многие успевают состариться ещё задолго до преклонного возраста.
(no subject) - je_nny on Август, 9, 2015 06:49 (UTC) (Развернуть)
Не только... - kamennof on Август, 9, 2015 13:09 (UTC) (Развернуть)
Re: Не только... - je_nny on Август, 9, 2015 13:36 (UTC) (Развернуть)
Re: Не только... - kamennof on Август, 9, 2015 13:42 (UTC) (Развернуть)
Re: Не только... - je_nny on Август, 9, 2015 14:28 (UTC) (Развернуть)
Re: Не только... - kamennof on Август, 9, 2015 14:40 (UTC) (Развернуть)
Re: Не только... - je_nny on Август, 9, 2015 14:40 (UTC) (Развернуть)
Re: Не только... - kamennof on Август, 9, 2015 14:42 (UTC) (Развернуть)
Re: Не только... - je_nny on Август, 9, 2015 14:43 (UTC) (Развернуть)
Re: Не только... - kamennof on Август, 9, 2015 15:16 (UTC) (Развернуть)
pacient_samarapacient_samara on Август, 8, 2015 21:58 (UTC)
Это нормально. Большинство женщин боятся не смерти, а старости. Думаю потому, что родив ребенка, женщина уже обепечила себе бессмертие, а вот старость и забвение - да,для привлекательной женщины - это страшнее смерти. Но когда тебе вдруг в старости отказывают начинаешь понимать , что смерть страшнее.))))
pristalnayapristalnaya on Август, 9, 2015 06:50 (UTC)
Я никогда не думала о старости, как о забвении. И оно меня не страшило вовсе.
А отказать могут в чём угодно. Тут не предугадаешь...
Дневник львовянинаsashalvovskiy on Август, 9, 2015 04:55 (UTC)
Лена, как всегда берет за душу. Я думал, что в далеком 2000 году буду глубоким стариком, без чувств и желаний. Я пережил себя на 15 лет уже и порой удивляюсь, как много тех, кто не стали стариками, уже не со мной. Смерти боюсь с одной стороны, с другой нет - многие умерли до меня и от нее не уйдешь.
pristalnayapristalnaya on Август, 9, 2015 06:51 (UTC)
Да ладно тебе! Тоже мне старик.)
Краст, Эталон Зануды, неблоггер.i_crust on Август, 9, 2015 05:38 (UTC)
что-то меня люто накрыло...
pristalnayapristalnaya on Август, 9, 2015 06:51 (UTC)
Чем ,Крастик?
(no subject) - i_crust on Август, 9, 2015 06:56 (UTC) (Развернуть)
Vasilisa Turetskaiavasilisatur on Август, 9, 2015 06:21 (UTC)
Зато с возрастом появляется потрясающее чувство свободы :) Конечно, и физические ограничения тоже, я уже не нырну с аквалангом и не поеду на Памир, дыхание не позволит, но оно и у молодых бывает.
Трижды мама, дважды бабушка :)
pristalnayapristalnaya on Август, 9, 2015 06:54 (UTC)
Такие комментарии вселяют оптимизм.)
Мне тоже кажется, что свободы становится больше. Но скорее внутренней. Внешние ограничения порой усугубляются. Тут, наверное, у всех по-разному.
kvark36kvark36 on Август, 9, 2015 07:30 (UTC)
Наверно у мужчин все по другому. Или это мои личные заморочки. Я боюсь старости и я ее не хочу. Уже сейчас, когда я чуствую что силы уже не те как в молодости , на меня это психологически давит
pristalnayapristalnaya on Август, 9, 2015 07:38 (UTC)
Почему же по-другому? Женщин как раз старость особенно пугает. Увядание, беспомощность... Наверное, это вопрос внутренней силы и оптимизма.)
(no subject) - kvark36 on Август, 9, 2015 10:16 (UTC) (Развернуть)
Egor Nебо: Зимняяegornebo on Август, 9, 2015 08:23 (UTC)
красивый пост.
как раз вчера я разъяснял друзякам, что не доживу. И что не очень то стремлюсь.
pristalnayapristalnaya on Август, 9, 2015 08:37 (UTC)
Чем мотивировал?)
Старость, кстати, может случиться в любом возрасте.
(no subject) - egornebo on Август, 9, 2015 08:42 (UTC) (Развернуть)
juli_jujuli_ju on Август, 9, 2015 09:10 (UTC)
бывает красивая старость... не скажу, что прямо много - но приходилось видеть бодрых старушек - докторов наук, скачущих из самолета в самолет, летающих по конгрессам в любую точку мира - не потому что конгресс - они все уже защитили, доказали, издали и имя свое оставили в истории науки - а потому что в любую точку мира... и когда человеку за 80, а он только что вернулся из Парижа в Москву и тут же летит на Камчатку (сильно при этом расстраивается, что нельзя еще заскочить на Командорские острова) и потом через несколько дней мчится в какой-то еще совсем другой часовой пояс - это сильно впечатляет! Знаю лично несколько таких... Это очень круто! Кстати, они невероятно чувствительны и внимательны к красоте этого мира - во всех ее проявлениях... Я даже в компе папку себе завела "Прекрасное от Жанны Марковны")) Может, в этом секрет...?

Edited at 2015-08-09 09:11 (UTC)
pristalnayapristalnaya on Август, 9, 2015 10:16 (UTC)
Ну, нужно ещё как-то так прожить эту жизнь, чтобы в старости иметь возможность путешествовать по всему миру...
Хотя, конечно, хотелось бы.))
(no subject) - juli_ju on Август, 9, 2015 18:06 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Август, 9, 2015 19:09 (UTC) (Развернуть)
evpraksiyaevpraksiya on Август, 9, 2015 13:00 (UTC)
а я еще часто думаю о том, что в среднем на старость приходится целая треть жизни, а у кого-то и почти половина
SvetaBusvetabu on Август, 10, 2015 13:50 (UTC)
а я вот тут подумала, чего я себя в старые кокетливо записываю? мне 40 лет. может, еще 40 проживу. Значит, придется полжизни быть старухой? не согласна, решила я. и втянула живот.
(no subject) - pristalnaya on Август, 10, 2015 14:30 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - evpraksiya on Август, 10, 2015 14:37 (UTC) (Развернуть)
tuule_sisekylgtuule_sisekylg on Август, 9, 2015 22:45 (UTC)
про свободу в старости - согласна))лена, вы мудрая женщина.
а вот про то, с какого момента твое самосознание назовет этот момент старостью, было бы интересно поговорить))

только я скопом - не умею, увы. эт жалко
eva_chkad_eva_chka on Август, 11, 2015 12:23 (UTC)
Лен, ты будешь офигенной старушкой! Стильной, красивой и ужасно мудрой )...
pristalnayapristalnaya on Август, 11, 2015 12:39 (UTC)
Непременно! Дожить бы.)
(no subject) - d_eva_chka on Август, 11, 2015 12:42 (UTC) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
pristalnayapristalnaya on Август, 14, 2015 08:42 (UTC)
Давайте с вами так договоримся.
Нет, сперва я объясню.
Я начинаю писать ответ на ваш комментарий. В это время вы редактируете свой. И мой не добавляется. Я начинаю писать по новой. А вы опять редактируете, и мой снова пропадает. В результате, восле очередной попытки я бросаю это дело и не отвечаю вам вовсе.
И это не в первый раз.)
К тому же почта у меня забита вашими исправленными комментариями.
Вы уж тогда пишите себе черновики, правьте их, кроите, а потом завешивайте готовый результат. А то у меня тут получается площадка для ваших экспериментов.))