?

Log in

No account? Create an account
 
 
17 Декабрь 2007 @ 12:35
 
Гришка был щупленький такой мальчик, невысокого роста, с большими серыми глазами чуть навыкате. Года на два младше меня. Он с родителями жил в самом крайнем особнячке на нашей улице. Домик оставлял желать лучшего: просевшие двери, облупленные стены, прохудившаяся крыша… Зато двор и сад были замечательными!

Гришка был очень поздним ребёнком, и единственным в семье. Когда он шёл в первый класс, родители уже были на пенсии. Его очень любили и баловали, как могли. Отец, пока был здоров, мастерил игрушки, качели, санки. На день рожденья даже самокат сыну сделал своими руками. Вот только дом всё никак не мог в порядок привести. То времени не хватало, то денег…

В какой-то момент мы с Гришкой сблизились, и одно лето довольно плотно дружили. Он был рад, поскольку приятелей у него практически не было. Гришка много времени тратил на учёбу и помощь по хозяйству. Отец его после инфаркта так и не оправился, а мать подрабатывала, где только удавалось.
Гришка, вообще, был не по годам серьёзным и вдумчивым. Именно поэтому я с ним и общалась. А ещё потому, что в саду у них росли роскошные кусты крупной жёлтой (или белой) малины, которую я, ни до того ни после, нигде не видела в таком количестве. И кролики. В сарае было четыре больших клетки с кроликами.

- В детстве много горя, - сказал мне как-то Гришка.
Я засмеялась и толкнула его плечом:
- Дурак ты! Тебе же десять лет, а не сто десять!
Но лицо его было серьёзным, а глаза грустными. Мне стало как-то неловко и немножко страшно. Я не хотела об этом думать и стала рассказывать какую-то дурацкую смешную историю, которую услышала в школе.
- Мои родители скоро умрут, - вдруг сказал Гришка.
- Да ладно тебе! Все мы когда-нибудь умрём, - философски заметила я. – И мои родители тоже…
- Ты не понимаешь. Мои умрут раньше, - сказал Гришка. – Они почти состарились…

С этого момента я стала замечать следы горя в Гришкиных глазах, в его словах, в выражении лица. И я стала думать, что следы эти были всегда, с самого Гришкиного рожденья, просто я никогда не обращала на это внимания… Каждый раз, когда я разговаривала с ним, я невольно начинала думать о его родителях, о своих родителях, о старости и о смерти. Это было невыносимо!
И, мало-помалу, я перестала заходить к Гришке в гости. А он же видел, что я его избегаю, и старался лишний раз не попадаться мне на глаза.

Тогда мне казалось, что таким образом я избегаю каких-то страшных мыслей, а вместе с тем и событий, которые за ними тянутся. И вообще, мне казалось, что если о чём-нибудь перестать думать, то этого как бы и не существует.
Мне так казалось…
Мы слишком мало уделяем внимания страшным мыслям. И чем взрослее становимся, тем больше гоним их от себя. Поэтому мы, в результате, оказываемся ни к чему не готовыми.
И детское горе, которое мы забыли, которое переросли, которое сублимировали когда-то в детские игры и тревожные сны… оно настигает нас.
И перед его лицом мы снова маленькие и беспомощные.
 
 
 
(Удалённый комментарий)
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 11:04 (UTC)
А как же монахи, которые "уходят" по собственной воле, когда чувствуют, что готовы?
Есть хорошая книжечка Ринпоче "Правильная жизнь, правильная смерть".
Я склонна предполагать, что нас просто никто не учит "правильно" думать об этом.
ЯМБkurtuazij on Декабрь, 17, 2007 10:49 (UTC)
Детская мудрость, вероятно, должна быть моментальной и бесследной. Она не выстрадана ;) Иначе мы слишком безоблачно жили бы. И не ценили бы этого :)
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 10:54 (UTC)
В детстве так легко заиграть себя чем-то другим... Именно потому, что нет опыта горя, трагедии, а только его предчувствие... Ну, в большинстве случаев.
(no subject) - kurtuazij on Декабрь, 17, 2007 11:04 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - farmleader on Декабрь, 17, 2007 11:03 (UTC) (Развернуть)
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 11:07 (UTC)
Я не думаю, что всё так категорично. В детстве радость, общение, удивление, познание - всё настолько сильно, что способно перевешивать.
слышьslysh on Декабрь, 17, 2007 11:12 (UTC)
одно из моих устойчивый воспоминаний о
детсадовском возрасте - это тогдашние мысли перед сном: а если я ночью умру и утром пойду в садик не я, а Наташка, вернее внутри-то у этой Наташки буду я. и почему-то именно Наташка, девочка из группы, а не какой-либо мальчик. я уж и не помню никого из девочек, кроме своей детсадовской любви и этой Наташки...
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 11:16 (UTC)
Re: одно из моих устойчивый воспоминаний о
:))) Может, это подсознательный страх стать девочкой?:)))
Ирина Матвиенкоiriska_xxi on Декабрь, 17, 2007 11:18 (UTC)
что у тебя за талант - писать обо всем трогающем душу? даже вроде о таких вещах, которым внимания не придаешь... Пугает и.. притягивает одновременно.
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 11:34 (UTC)
Мы все умеем замечать такие мелочи. Просто часто не придаём им значения...
gromo_zeka: woldrongromo_zeka on Декабрь, 17, 2007 11:29 (UTC)
не близко...
наш путь - путь к смерти, здесь правы японцы
просто нужно так жить, чтобы в каждый момент быть готовым умереть
чтоб ничто не держало из того, что не успел исправить или сделать
а бояться глупо
pristalnaya: профильpristalnaya on Декабрь, 17, 2007 11:39 (UTC)
Ты готов в каждый момент?
Или так, философски воздух сотрясаешь?..))
(no subject) - gromo_zeka on Декабрь, 17, 2007 11:44 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Декабрь, 17, 2007 11:48 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - gromo_zeka on Декабрь, 17, 2007 11:58 (UTC) (Развернуть)
bezimbezim on Декабрь, 17, 2007 12:07 (UTC)
а мне кажется, что гони или не гони страшные мысли, а они как лезли так и лезут - всю жизнь лезут... ты их в дверь, они - в окно
и до того надоели, что ужас...
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 12:30 (UTC)
Как-то надо подружиться с ними... или смириться, что ли. Не знаю прям.
(no subject) - bezim on Декабрь, 17, 2007 12:34 (UTC) (Развернуть)
ex_te3a on Декабрь, 17, 2007 12:34 (UTC)
не знаю, про то ли...
недавно с Олей (o3ero) говорили. Она за то, чтобы и при неудача-несчастья заставлять себя улыбаться и вытаскивать себя за волосы, подобно Мюнхаузену, из болота тоски. Я ей не противоречила, но возразила в том, что нельзя ПРЯТАТЬСЯ от негатива, его нужно признать-понять-пережить. Но, естественно, не пережоу-жоу-вывать.
Про страх соглашусь с "Громозекой" - самовоспитанием его только...
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 12:50 (UTC)
Я не знаю, что значит самовоспитание, когда речь идёт о страхе. Воспитывать смелость? Вы имеете в виду какие-то закалки?
Можно лишь изменить своё отношение к страху, угол зрения, можно разобрать его по косточком и разложить по полочкам. Страх можно проанализировать. Это тоже труд и работа, согласна.
(no subject) - gromo_zeka on Декабрь, 17, 2007 13:13 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Декабрь, 17, 2007 13:17 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - gromo_zeka on Декабрь, 17, 2007 13:48 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Декабрь, 17, 2007 13:52 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - gromo_zeka on Декабрь, 17, 2007 13:56 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ex_te3a on Декабрь, 17, 2007 13:28 (UTC) (Развернуть)
Непопулярная клинологияcat_l_j on Декабрь, 17, 2007 12:49 (UTC)
И что теперь делать? Не гнать?
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 12:53 (UTC)
Теперь уже - как кому легче...
virsh on Декабрь, 17, 2007 14:35 (UTC)
приречені ідуть покірно
я вісім років готувався, все було ясно, варіантів нема, з кожним днем ставало все гірше і тяжче і виглядало так що розвязка принесе полегшення, та до останнього моменту здавалось що може відкладеться, якось минеться , якось потім ...
і коли це стається на твоїх очах, коли перетинається якась неймовірно тонка грань, яка відділяє тепле від холодног, коли погляд завмирає і покинуте тіло робить вже автоматичний останній видих - о тут починається найбільш страшне відчуття безсилля і незворотності, безцінності кожної миті...
і якась частина себе починає ампутовано боліти, це не страх а жаль

ти висмокчеш з мене душу
і тіло холодним воском зтече на землю
сіро-сизе на чорне
як безладний лемент ворон
в простягнутих до неба голих гіллях
і очі твої спорожніють скляним блиском
і скрижаніють груди
як яблука в талому снігу
холодний вітер сплететься
в посивілих від моїх думок
пасмах твого волосся
в безнадійний зашморг майбутнього
без змісту і цілі
без надії і віри
бо любов вже давно померла...

pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 14:42 (UTC)
Re: приречені ідуть покірно
Да, это уже не страх... это ощущение безвозвратной потери...
мимяуmimyau on Декабрь, 17, 2007 14:55 (UTC)
грустно, ня.

философствование в конце мне лично мимо, а вот сама история трогает.
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 15:01 (UTC)
Потому что сама история - безотносительна. А философствования - очень субъективны:))
justsaintjustsaint on Декабрь, 17, 2007 15:59 (UTC)
Grow old or die trying
Лис: Ольгаezhichek_nd on Декабрь, 17, 2007 19:52 (UTC)
а дальше?
что было дальше?
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 20:41 (UTC)
Re: а дальше?
Потом отец умер. А маме тяжело одной было. Они домик продали и уехали к родственникам в Закарпатье. Больше я Гришку не видела.
Mike Ottsen: Blackcat's daoottsen on Декабрь, 17, 2007 20:53 (UTC)
Что было дальше
Послушал. Из жжшного понравилось всё по-своему, спасибо ;)

Самый главный вопрос к рассказу: так что с Гришей? ;)

5 копеек к комментариям. Классе во втором чётко осознал, сам для себя определил, что вовсе не боюсь ничьей смерти, а просто в разной степени не хочу её. Никому про такую свою мысль не рассказывал, а через несколько лет узнал, что это очень затасканная формула. Моему дедушке 2 января будет 40 дней.
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 17, 2007 22:09 (UTC)
Re: Что было дальше
Мои соболезнования...
Я думаю, "затасканных" формул наберётся ещё немало. Главное, чтоб с выбранной человек чувствовал себя спокойно и безопасно...
Owltoo_smart on Декабрь, 18, 2007 00:06 (UTC)
Как всегда припозднилась...
Два момента. Полчаса назад отвечала на вопрос хорошего человека 27-и лет надо ли настаивать на ребенке от любимого мужчины 57 лет, который не хочет "почему-то" больше детей. Сейчас перегоню ей этот рассказ в виде дополнительного аргумента.
Второе. Бояться своей смерти или смерти близких - две колоссальные разницы! Никогда не боялась своей, хотя умирала по полной программе три раза - каждый раз в полном сознании, так что могу отчитаться по деталям.
Зато о смерти близких не хочется даже думать - отталкиваешь эту мысль, закидываешь в самый дальний ящик и приставляешь к нему шкаф...
А о дальнейшей судьбе Гриши думать печально... Такого никто никогда не выведет на Свет из внутренней Тьмы... Встречала...
pristalnayapristalnaya on Декабрь, 18, 2007 08:17 (UTC)
Мне иногда думается, что, возможно, Любовь есть та ниточка, по которой можно на свет выйти... Но в таких случаях я не знаю никакой статистики...
(no subject) - too_smart on Декабрь, 18, 2007 17:11 (UTC) (Развернуть)