?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 Март 2008 @ 16:31
 
Какое это везение, какая удача – расти в семье, где тебя хвалят!
Ты какую-то "каляку-маляку" фломастером наваял – все умиляются… Стишок в два счёта выучил – гений же! Шнурки сам завязал – ай да умница!..
И не говорите, что таким образом ребёнка легко разбаловать, что враньё всё это, лесть и ерунда.
Да, родительская любовь порой слепа. Но подумайте, это же какой неограниченный аванс в начале пути!

Меня почти не хвалили. Хотя я порой из кожи вон лезла, чтобы получить эту похвалу. Я, может, ради неё одной пыталась освоить все те нехитрые вещи, за которые других детей родители хвалили и поощряли.

Вот выходит некий карапуз к гостям и выдаёт глубокомысленно какую-то взрослую, подслушанную где-то фразу. И все всплёскивают руками: «Ах, какой развитый ребёнок! Какой остроумный не по годам!» - и улыбаются, поскольку все знают, что к чему.
А я, сколько бы не упражнялась в остроумии, меня пихали в спину: «Иди-иди, поиграй, не мели ерунды! Помолчи, что ты в этом понимаешь!»

Как-то не принято у нас было, чтобы взрослые с ребёнком на равных разговаривали.
А на самом деле, это самое время утверждаться в значимости своих слов и поступков. И ценность собственной личности в глазах окружающих – это не самое последнее дело для ребёнка.

А я с детства уяснила, что ничего интересного и особенного для мира не представляю. И даже будучи уже взрослой, сохранила этот комплекс. И долгие годы он мешал мне выражать своё мнение вперёд других, настаивать на своей точке зрения, да и вообще, ввязываться в любые споры и дискуссии.

Какие-то плюсы в этом тоже были, безусловно. Я научилась слушать и наблюдать.
Но по сей день, возвращаясь в тот пласт воспоминаний, где я ребёнок, а все остальные – взрослые, я чувствую себя очень неуверенно… и страх быть осмеянной или проигнорированной заставляет меня какое-то время хватать ртом воздух и мысленно считать до десяти.

Хвалите детей! За любую ерунду. Поддерживайте их, поощряйте, разговаривайте с ними. Кто знает, чего доведётся хлебнуть им в будущем? Но какой-то остов уверенности в них уже будет.
И он хорошо держит, даже когда мнимый.
Гораздо лучше, чем если его нет вовсе.
 
 
 
(Удалённый комментарий)
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 13:42 (UTC)
Да я, Жень, не сразу всё это поняла. А главное, не сразу научилась...
(no subject) - evpraksiya on Март, 30, 2008 13:47 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Март, 30, 2008 13:54 (UTC) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
(no subject) - pristalnaya on Март, 30, 2008 14:09 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - sabrina73 on Март, 31, 2008 09:27 (UTC) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
pristalnaya: зайцыpristalnaya on Март, 30, 2008 13:43 (UTC)
Спасибо. Взаимно.))
Надькаkniazenok on Март, 30, 2008 13:46 (UTC)
Я много лет стеснялась показывать кому-нибудь свои стихи, писала, закрываясь ладошкой потому что мама смеялась над тем, что я пишу: 'Ах, ты подметать не хочешь! Ну ты же Пушкин, зачем тебе подметать...' и до сих пор я не могу писать в чьём-либо присутствии, только тайно, по ночам.
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 13:52 (UTC)
А меня творчество как раз укрепило в уверенности. Главное показать его другим, а не тем, с кем связаны детские комплексы.
(no subject) - kniazenok on Март, 30, 2008 16:17 (UTC) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 13:53 (UTC)
У Вас уже была такая возможность в своё время:))
я не легенда: цикуhapupa on Март, 30, 2008 13:59 (UTC)
ой, да ты моя хорошая!!!
умочка, лапочка, девочка
ути тюти тюти
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 14:07 (UTC)
Ай, спасибо! Как никогда кстати!:))
nemelaynennemelaynen on Март, 30, 2008 14:00 (UTC)
ага. согласна. детей надо хвалить. а особенно когда есть за что)))
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 14:08 (UTC)
Не хвалить, когда есть за что, вообще, преступление.))
(no subject) - navuxo on Март, 30, 2008 14:09 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Март, 30, 2008 14:12 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - navuxo on Март, 30, 2008 14:14 (UTC) (Развернуть)
fruktozkafruktozka on Март, 30, 2008 14:03 (UTC)
Подписываюсь под каждым словом.
Bagirr_rabagirr_ra on Март, 30, 2008 14:07 (UTC)
аналогично.
indiranavuxo on Март, 30, 2008 14:08 (UTC)
знаешь... это как эффект лимитчиков. такие незаласканные дети рвутся во все начинания и побеждают там. меня тоже не хвалили. мама до сих пор говорит о моей жесткости и холодности, а сама ни разу не похвалила меня. зато она залюбливает Аську.
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 14:11 (UTC)
Вот-вот, меня тоже считали жёсткой и холодной, и чёрствой ещё. А это был лишь способ самозащиты...
А внучку бабушка балует, да.))
С возрастом наши мамы тоже многому учатся.))
maaravmaarav on Март, 30, 2008 14:36 (UTC)
Как правильно Вы написали. Детей обязательно надо баловать, любить и хвалить. Это важно для их полноценного развития :)
(Удалённый комментарий)
ostrov_9ostrov_9 on Март, 30, 2008 15:43 (UTC)
Угу. Хотел написать тоже самое. Не хватало нам в детстве слов о том, что мы "зы бэст"! Ой, как не хватало! Да и не одни родители были в этом виноваты, ИМХО. В совдепии вообще считалось, что ребенка нельзя "перехваливать". Иначе, дескать, станет эгоистом. Помню, как вдалбливали в детсаду и в школе: нельзя думать о себе, быть индивидуалистом, нужно думать о коллективе... И так далее:(
(no subject) - pristalnaya on Март, 30, 2008 16:04 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - lesnaya_sonya on Июнь, 3, 2008 10:09 (UTC) (Развернуть)
karma_amrakkarma_amrak on Март, 30, 2008 15:29 (UTC)
Я теперь дохавываю этих похвал от близких людей. Буквально требую даже иногда. И они знают, бедняжки, и хвалят. Теперь уже даже и без требований, сами. Выдрессировала. Ужас.
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 16:02 (UTC)
Ну да, бывают перекосы на местах... не без этого:))
***: rasstrelnaiarasstrelnaia on Март, 30, 2008 15:49 (UTC)
абсолютно правдивый пост. у меня аткая же ситуация была в семье. и лет до 18 я молчала в тряпочку, когда другие "умные" говорят.
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 16:04 (UTC)
Надеюсь, теперь это изменилось?:)
(no subject) - rasstrelnaia on Март, 30, 2008 16:14 (UTC) (Развернуть)
Леди Драконессаladragondy on Март, 30, 2008 15:55 (UTC)
Во многом согласна.
Мда... меня всерьез поддержали в мои тридцать... в тот год у меня были крылья. Потом пришлось их отращивать самостоятельно, но зато они держат в воздухе крепче, чем заимствованные.

Кстати, активно восхищаться ребенком за что-то - тоже ни фига не разговор с ним на равных :) Мы ж не восхищаемся взрослым тривиальным поступкам как чему-то экстраординарному. Это я не к тому, что хвалить не надо :) Мне кажется, что надо радоваться за них и вместе с ними - искренней радостью точно испортить нельзя :)
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 16:05 (UTC)
Искренная радость - она вообще, всегда уместна, если есть повод. Я за!:)
Vete®veter_r_r on Март, 30, 2008 17:16 (UTC)
Мне было всегда вдвойне обидно, потому что я был лучшим учеником школы, все олимпиады выигрывал, для меня вообще учеба была чем-то элементарным.. не хватало прилежания, потому и схватывал иногда четверки в четверти по "необязательным" предметам, которые не особо любил.
За эти четверки получал дома дикие скандалы с криками "ты что дебил?!!"..

А самое обидное было потом вечером слышать как в соседней комнате мать разговаривает с кем-то по телефону и рассказывает, как ее сыночек замечательно учится. И мне всегда было обидно, что за все мои успехи в учебе похвала достанется маме по телефону. А меня еще потом в пример другим детям поставят. А я только улыбнусь снисходительно и подумаю "лучше учитесь на одни тройки, тогда за каждую четверку хвалить будут".
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 17:41 (UTC)
Я тоже хорошо училась, и олимпиады, и бла-бла-бла...
А вот это верно - моя мама тоже любила мной похвастать, да и сейчас тоже...
画和連侘: Фэйevalenta on Март, 30, 2008 17:23 (UTC)
всё время хвалю малого за любую мелочь, за любое правильно сказаное слово, дедушка смеётся и говорит: "Наш Изя лучше всех":))), но я считаю, что именно еврейское воспитание самое лучшее, не встречала ещё еврея у которого было бы куча комплесов из-за того, что его не хвалили бы или не любили бы в детстве родители
pristalnayapristalnaya on Март, 30, 2008 17:42 (UTC)
Это правда (не зря столько анекдотов про еврейских мальчиков, привязанных к мамам.)
Я считаю это правильно, когда ребёнок знает, что он любим, что для своих родителей он самый-самый!