?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 Июль 2008 @ 12:48
О чувстве вины.  
Мир переполнен чувством вины. Коллективной и индивидуальной.
Каждый был виноват. Каждый испытывает вину сейчас. Каждый не раз ещё провинится. Чувство вины – прекрасное оружие, убивающее своего носителя. Не до конца, не насмерть. Но лишь до той степени, чтобы помнить: счастья нет.
А если есть, вы недостойны.
Чувство вины можно пытаться игнорировать, замалчивать или сублимировать. Тогда вы либо великий актёр, либо лжец, либо поэт.
И тем немногим, которые вольны выбирать степень свободы от любой вины, просто посчастливилось разобраться с этим ещё в детстве или отрочестве.
Иначе - это непрестанный труд.


Молодая мать качает в ночи орущего ребёнка и думает о том, что не испытывает ничего, кроме раздражения. Она должна его любить, но хочет только одного – чтобы он заткнулся, чтобы её избавили от всего этого.
Она стыдится своих мыслей. Она чувствует вину.
У малыша есть все шансы вырасти избалованным ребёнком. Вина требует компенсации.


Девочка-пятилетка в страданиях переживает период родительского развода.
Она безутешна, она всю вину взваливает на себя и мучается ею. Она понесёт её через всё детство и юность, а если посчастливится, то дальше.
И однажды она об этом напишет. Или нарисует. Или споёт.
Вызревшее чувство вины, как любое страдание, любая боль, рано или поздно начинает плодоносить.


Мужчина уходит из семьи за новой любовью, оставляя детей и весь пласт совместного прошлого.
Всё, что он задолжал и не осилил, рождает в нём чувство вины и даже какой-то озлобленности.
Он страдает. Но очень коротко и пассивно. Любовь способна сгладить любые угрызения и оправдать любые ошибки. Особенно, если это новая любовь.
Но вина догонит его однажды. Всякая любовь теряет новизну. И только чувство вины терпеливо ждёт своего часа.


Долгие месяцы изнурительной бабушкиной болезни я сидела у её постели. Бабушка умирала. Она то молилась, то бредила от боли, впадая в забытьё.
Я любила её. Мне было страшно. Мне хотелось, чтобы это уже поскорее закончилось. Всё равно как!
Я винила себя за это «всё равно». Я стыдилась того, что жду избавления, и гнала от себя такие мысли.
Я постигала связь любви, страдания и освобождения.
Смерть (или близость смерти) всегда рождает в ком-то чувство вины. И зачастую не отпускает уже никогда.


Навык неизбывно испытывать вину выедает в человеке какую-то брешь, через которую прошлое постоянно его преследует. И такой человек становится либо болен, либо продуктивен. И тогда творцом его делает не само наличие вины, но умение с ней уживаться и договариваться, способность увидеть расстояние между виной и невинностью.
Опыт характерной эмоции, которая не может замкнуться сама на себе. Она ищет выхода и трансформации, либо оседает на дне души и пускает метастазы.
И даже когда вина с человека снята, только он сам волен прощать себя или не прощать.
И это не всегда лёгкий выбор.
Священное Чувство Вины для некоторых гораздо дороже, чем праведная невинность.

Photobucket
(фото - E.Kozhevnikov)
Метки:
 
 
 
безрассудОЧная женщина: melancholy_lyalya_berg on Июль, 13, 2008 10:13 (UTC)
мне кажется, себя простить невозможно
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 10:27 (UTC)
Ещё как возможно! Но это порой очень нелегко, да...
(no subject) - _lyalya_berg on Июль, 13, 2008 10:54 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - grainne_l on Июль, 13, 2008 11:12 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Июль, 13, 2008 11:17 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - hagasta on Июль, 13, 2008 15:16 (UTC) (Развернуть)
linalinkalinalinka on Июль, 13, 2008 10:18 (UTC)
Как вы хорошо это написали.
Мы всего лишь люди.
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 10:28 (UTC)
Ларошфуко ещё писал: "Все люди - люди. А кто не человек, да будет ему стыдно!":)
(no subject) - linalinka on Июль, 13, 2008 10:37 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Июль, 13, 2008 10:45 (UTC) (Развернуть)
nsergnserg on Июль, 13, 2008 10:18 (UTC)
Да!!! Истинно так!
Вина - несмыаемый осадок нашей жизни. Она может покрывать ржавчиной наши лучшие грани. Она оставляет привкус горечи, даже когда мы едим сладкие блюда.
Она же - показатель человечности. Умение вырезать вину полностью без остатка - значит отсутствие в сердце чего-то такого, что не дает честному человеку быть всегда счастливым.
(моё спорное ИМХО)
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 10:29 (UTC)
Если вырезать полностью без остатка, есть риск повредить здоровые ткани. Неизвестно, что лучше...)
(no subject) - nserg on Июль, 13, 2008 14:35 (UTC) (Развернуть)
28 градус Девыsaturnic on Июль, 13, 2008 10:19 (UTC)
если бы мы сами судили себя - нас бы никто не судил
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 10:30 (UTC)
О, мы бы научились судить других!:)
(no subject) - saturnic on Июль, 13, 2008 10:32 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Июль, 13, 2008 14:00 (UTC) (Развернуть)
Баба Ягаklubnika47 on Июль, 13, 2008 10:21 (UTC)
Хороший текст. Повторы есть, но по мелочи. Зато очень ясный.
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 10:30 (UTC)
Спасибо.
ulitzaulitza on Июль, 13, 2008 10:24 (UTC)
а есть еще чувство вины. что у всех получается, а у тебя нет. неважно, что. а потом оказывается, что ты не для этого была....
Лен, спасибо.
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 10:32 (UTC)
Это, скорее, чувство досады... Но оно не менее болезненно, хотя и не такое живучее.)
Андрей Веприковshergi on Июль, 13, 2008 10:45 (UTC)
между прочим, чувство вины, как и осуждение кого-либо, есть первопричина многих телесных хворей
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 10:48 (UTC)
У телесных хворей столько первопричин, что проще, вообще, никаких эмоций не испытывать, чтоб себе не навредить:))
(no subject) - shergi on Июль, 13, 2008 11:02 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Июль, 13, 2008 11:08 (UTC) (Развернуть)
lelyechkalelyechka on Июль, 13, 2008 10:46 (UTC)
а я вот пытаюсь его выдавливать. По капле буквально.
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 10:48 (UTC)
Ты на верном пути!:)
lesya_leslesya_les on Июль, 13, 2008 10:58 (UTC)
Я, наверное, поэт все-таки...
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 11:12 (UTC)
Наверняка!:)
(Удалённый комментарий)
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 11:38 (UTC)
Если сделан осознанный выбор, никакого чувства вины быть не должно. Иначе есть сомнения, что выбор неверный.
Но каждый случай надо рассматривать отдельно. Всё ведь очень субъективно. И человек порой чувствует вину там, где никто другой её не видит.
Это счёты только с самим собой.
seravimaseravima on Июль, 13, 2008 11:40 (UTC)
Оно тяжелое - чувство вины.
Поэтому я быстро принимаю меры против него. Если перед кем-то виновата - прощения прошу и исправляю последствия.
Я редко жалею о чем-то. Обычно, я знаю, почему делаю так а не иначе, и почему по другому поступить было невозможно. Но в этом есть минус - я долго принимаю решения :о)
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 11:42 (UTC)
Бывают случаи, когда прощения просить уже не у кого. А ещё бывает, что вина тянется из прошлого...
И лучше долго принимать верное решение, чем быстро, но неправильно.)
(no subject) - seravima on Июль, 13, 2008 11:57 (UTC) (Развернуть)
seravima: Мыслительseravima on Июль, 13, 2008 11:43 (UTC)
А еще с понятием вины тесно связано понятие прощения.
Очень серьезное такое умение - искренне прощать.
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 11:44 (UTC)
Умение прощать - одна из самых сложных наук... Я уже об этом как-то писала.)
(no subject) - alypa on Июль, 13, 2008 11:47 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Июль, 13, 2008 11:50 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - alypa on Июль, 13, 2008 12:24 (UTC) (Развернуть)
  Аляпаalypa on Июль, 13, 2008 11:46 (UTC)
камни в желчном - лишь малая толика того, что делает с человеком чувство вины. самое непродуктивное чувство на свете. хуже - только обида.
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 11:48 (UTC)
Ну, есть ещё злость...
Да, всё это неприятные вещи. Опасные.
(no subject) - sid75 on Июль, 13, 2008 13:11 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - alypa on Июль, 13, 2008 13:22 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - alypa on Июль, 13, 2008 13:22 (UTC) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 11:56 (UTC)
Да об этом давно говорится, в разных культурах. Ну вот, навскидку: http://www.citydoctor.ru/content/1941.html. По этой теме можно много чего найти в сети. Но я не задавалась такой целью.)
(no subject) - noizy on Июль, 13, 2008 20:28 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Июль, 13, 2008 21:14 (UTC) (Развернуть)
yoshi_stanyoshi_stan on Июль, 13, 2008 12:16 (UTC)
О чувстве вины.
спасибо. очень внятно сформулировано.
pristalnayapristalnaya on Июль, 13, 2008 12:28 (UTC)
И Вам спасибо.)