?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 Июль 2008 @ 12:48
О чувстве вины.  
Мир переполнен чувством вины. Коллективной и индивидуальной.
Каждый был виноват. Каждый испытывает вину сейчас. Каждый не раз ещё провинится. Чувство вины – прекрасное оружие, убивающее своего носителя. Не до конца, не насмерть. Но лишь до той степени, чтобы помнить: счастья нет.
А если есть, вы недостойны.
Чувство вины можно пытаться игнорировать, замалчивать или сублимировать. Тогда вы либо великий актёр, либо лжец, либо поэт.
И тем немногим, которые вольны выбирать степень свободы от любой вины, просто посчастливилось разобраться с этим ещё в детстве или отрочестве.
Иначе - это непрестанный труд.


Молодая мать качает в ночи орущего ребёнка и думает о том, что не испытывает ничего, кроме раздражения. Она должна его любить, но хочет только одного – чтобы он заткнулся, чтобы её избавили от всего этого.
Она стыдится своих мыслей. Она чувствует вину.
У малыша есть все шансы вырасти избалованным ребёнком. Вина требует компенсации.


Девочка-пятилетка в страданиях переживает период родительского развода.
Она безутешна, она всю вину взваливает на себя и мучается ею. Она понесёт её через всё детство и юность, а если посчастливится, то дальше.
И однажды она об этом напишет. Или нарисует. Или споёт.
Вызревшее чувство вины, как любое страдание, любая боль, рано или поздно начинает плодоносить.


Мужчина уходит из семьи за новой любовью, оставляя детей и весь пласт совместного прошлого.
Всё, что он задолжал и не осилил, рождает в нём чувство вины и даже какой-то озлобленности.
Он страдает. Но очень коротко и пассивно. Любовь способна сгладить любые угрызения и оправдать любые ошибки. Особенно, если это новая любовь.
Но вина догонит его однажды. Всякая любовь теряет новизну. И только чувство вины терпеливо ждёт своего часа.


Долгие месяцы изнурительной бабушкиной болезни я сидела у её постели. Бабушка умирала. Она то молилась, то бредила от боли, впадая в забытьё.
Я любила её. Мне было страшно. Мне хотелось, чтобы это уже поскорее закончилось. Всё равно как!
Я винила себя за это «всё равно». Я стыдилась того, что жду избавления, и гнала от себя такие мысли.
Я постигала связь любви, страдания и освобождения.
Смерть (или близость смерти) всегда рождает в ком-то чувство вины. И зачастую не отпускает уже никогда.


Навык неизбывно испытывать вину выедает в человеке какую-то брешь, через которую прошлое постоянно его преследует. И такой человек становится либо болен, либо продуктивен. И тогда творцом его делает не само наличие вины, но умение с ней уживаться и договариваться, способность увидеть расстояние между виной и невинностью.
Опыт характерной эмоции, которая не может замкнуться сама на себе. Она ищет выхода и трансформации, либо оседает на дне души и пускает метастазы.
И даже когда вина с человека снята, только он сам волен прощать себя или не прощать.
И это не всегда лёгкий выбор.
Священное Чувство Вины для некоторых гораздо дороже, чем праведная невинность.

Photobucket
(фото - E.Kozhevnikov)
Метки:
 
 
 
Роман Чегевароффr_chegevaroff on Июль, 14, 2008 05:55 (UTC)
Сильно сказано.. взяло за душу, особенно третий и четвертый абзацы... Наверное, отвечает моим мыслям на все 100% ...
Ччерт, и это в понедельник утром....
pristalnayapristalnaya on Июль, 14, 2008 07:09 (UTC)
Ну, это было ещё в воскресенье днём:))
(no subject) - r_chegevaroff on Июль, 14, 2008 08:05 (UTC) (Развернуть)
Ольга Седурина: закатaktiv_baby on Июль, 14, 2008 07:04 (UTC)
чувство вины - самое тупиковое и ненужное, ИМХО

осознание вины не дает ничего, понимание, что нужно что-то делать иначе, либо что-то исправить - гораздо полезнее

ну и что, что "я виноват в ..."? это сродни жалости, примерно как жалость к себе - вот я какой плохой. вот толку от того

все мы люди, живые, в чем-то малоопытные. ошибаться - это естественно, и "винить" себя тут не за что. просто надо научаться делать выводы из своих поступков. ошибки - это опыт, а любой опыт не бывает плохим - он дает нам возможность идти дальше, понимать мироустройство лучше

как-то так
pristalnayapristalnaya on Июль, 14, 2008 07:08 (UTC)
А вот, кстати, да, чувство вины порождает жалость к себе... Это тоже важный ракурс.
(no subject) - aktiv_baby on Июль, 14, 2008 09:30 (UTC) (Развернуть)
miss_lafayette on Июль, 14, 2008 08:03 (UTC)
есть одно важное понятие в этом мире...."прощение". Оно больше вины,
прощение больше чем та обида, за которую ты прощаешь
вина убивает- прощение делает сильнее.

мне всегда казалось, что в человеке заложена тяга кого-то обидеть и чувствовать вину после этого...
такой трагический, но красивый образ : "и до конца дней он/она не могла себе этого простить"

и все же вина для того и существует, как поступок и чувство, чтобы была необходимость через себя переступить, и попросив прощения- совершить тем самым маленькое чудо...

но зачастую убить себя виной легче, чем выличиться прощением
pristalnayapristalnaya on Июль, 14, 2008 08:13 (UTC)
Себя простить - трудней всего...
(no subject) - miss_lafayette on Июль, 14, 2008 08:24 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Июль, 14, 2008 08:35 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - miss_lafayette on Июль, 14, 2008 08:45 (UTC) (Развернуть)
Флудер-профессионал: Заицhripa on Июль, 14, 2008 08:15 (UTC)
А я себя практически не виню.
Как-то так получилось, что перестал...
Люблю себя - просто сил нет как!
Куда уж тут винить...))
pristalnayapristalnaya on Июль, 14, 2008 08:24 (UTC)
Это прекрасно!:)
ex_te3a on Июль, 14, 2008 08:19 (UTC)
Бывает тягостная вина, свинцовая, приковывающая, бывает ноющая, тоскливо-бессильная,
бывает острая, скорее похожая на жгучий стыд...
pristalnayapristalnaya on Июль, 14, 2008 08:23 (UTC)
Да, оттенков масса... Как с любым другим чувством.
vedmara: барсved_mara on Июль, 14, 2008 08:21 (UTC)
(((( и сколько у меня этого...
пока не дают отпустить.
Увы.
pristalnayapristalnaya on Июль, 14, 2008 08:23 (UTC)
А никто и не отпустит. Надо самому с собой разобраться...
Александр Сергеевич Тарабакинoxilore on Июль, 14, 2008 12:45 (UTC)
Дух.раскрытие: ответственность взамен вины
Здесь эффективны метафизика, эзотерика,см Иешуа,Крайона,все ресурсы моего дневника.
pristalnayapristalnaya on Июль, 14, 2008 18:09 (UTC)
"Хоботов, я всё оценила!"(с)
liu_liuliu_liu on Июль, 14, 2008 15:03 (UTC)
"творцом его делает не само наличие вины, но умение с ней уживаться и договариваться, способность увидеть расстояние между виной и невинностью"
еще способность не пытаться быть/казаться невинным, не делать эти глупые попытки "начать с чистого лица", жить жизнь одним куском, а не набором отрезков, в каждом из которых вновь рожденная невинность снова погибает смертью храбрых
а я вчера перечитывала Люси Краун, текст в настроение книги)
pristalnayapristalnaya on Июль, 14, 2008 18:08 (UTC)
Способность "не пытаться казаться", вообще, хорошая вещь. Независимо от чувства вины даже!:)
Scrataynama on Июль, 14, 2008 20:15 (UTC)
В христианстве чуство вины прививают с детства: ОН из-за тебя страдал! Он из-за тебя пошел на крест! Он искупил ТВОИ грехи!
Виноватый человек управляем.
pristalnayapristalnaya on Июль, 14, 2008 21:52 (UTC)
Угу... без вины виноватый в том числе...
(Анонимно) on Июль, 15, 2008 10:58 (UTC)
Как всегда точно и четко.
Selenitalunnoe_siaynie on Июль, 15, 2008 18:20 (UTC)
Чувство вины - как ниточки у марионетки.
Родители прививают его своим детям, а потом дергают за эти ниточки...
А дети считают, что это нормально, и, в свою очередь, прививают своим детям.
Замкнутый круг.

Вытравляла из себя, как могла. Почти получилось.

pristalnayapristalnaya on Июль, 16, 2008 10:26 (UTC)
А у меня вот до сих пор ещё ниточки торчат...
(no subject) - lunnoe_siaynie on Июль, 23, 2008 17:01 (UTC) (Развернуть)
ОЗероo3ero on Июль, 17, 2008 08:55 (UTC)
Не верю что ты живешь с постоянным чувством вины. Лично я чаще счастлива чем наоборот.
pristalnayapristalnaya on Июль, 17, 2008 08:57 (UTC)
Мы, вообще, с тобой очень разные, Оль...))
(no subject) - o3ero on Июль, 17, 2008 09:25 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - pristalnaya on Июль, 17, 2008 09:36 (UTC) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
pristalnayapristalnaya on Июль, 21, 2008 16:15 (UTC)
А ты иногда и через правое плюй. Глядишь, и полегчает:))
Цвикиzwiki on Июль, 25, 2008 01:52 (UTC)
Про бабушку.. всё в общем точно.. только моё чувство вины нагнало меня через два года.. так и терзает теперь..
pristalnayapristalnaya on Июль, 25, 2008 07:11 (UTC)
Бывает и дольше нагоняет. И человек всегда оказывается не готов...
tihaya_psihtihaya_psih on Июль, 31, 2008 18:09 (UTC)
Да, тема...
По мне, чувство вины - это двигатель для саморазвития. Сделанного не отменить. Но ты осознаёшь, что был неправ, разбираешься, в чём и почему неправ, работаешь над проблемой, "выслеживаешь" свои заморочки (а именно наши изъяны повинны в совершении поступков, за которыми следует чувство вины), переоцениваешь свои взгляды, реакции, отношение, перестраиваешься. Нет смысла цепляться за ощущение вины, упиваться им, т.к. другому это ничем не поможет, а себя самого человек разрушает, скармливая моральные силы этому тирану.
Эмоции, чувства, переживания даны человеку, чтоб он мог оценивать и переоценивать себя, свои отношения с миром, с окружающими. Значит, каждый свой "неправильный" поступок я должна оборачивать тем, что стану чуть лучше. Тогда он, мой поступок, будет иметь положительный смысл как толчёк для меня, а значит, для всего мира, частичкой которого я являюсь, стать чуточку лучше ;)
Ещё, как правильно сказали, учишься прощать.
pristalnayapristalnaya on Июль, 31, 2008 20:28 (UTC)
Человек учится непрестанно, до самой своей кончины. Чаще всего, к сожалению, на собственных ошибках...