?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 Декабрь 2011 @ 23:47
"Легенда про Одно или как всё было"  
***
Давным-давно, когда мать-Мгумпака родила саму себя, не было ещё ни воды, ни тверди, ни растительности.
Тогда отбросила Мгумпака пуповину и стала Земля.
И было на Земле только одно.
Но с высоких гор прилетел чёрный коршун Нду, схватил одно — и унёс в высокие горы.
Тогда Мгумпака создала Другое, и нарекла его Жизнь.
И зажили ею люди.
Но по сей день они продолжают искать одно, называя его каждый по-своему.




***
Все люди на земле сперва были женщинами, по образу и подобию матери-Мгумпаки.
Однажды Мгумпака обстригла свои волосы и закопала в землю.
Из волос выросли деревья Мфо. Их плоды можно было есть, из листьев шить платья, из стволов строить хижины, а цветы вплетать в косы.
Мгумпака велела женщинам свивать пуповины из веток дерева Мфо, глотать их раз в год и рожать самих себя.
Так женщины научились из всего делать всё, а из ничего — ничто.




***
Каждый камень, у которого коршун Нду сбрасывал своё перо, считался благословенным.
Только самые достойные имели право строить в том месте жилища.
Никто не видел ни коршуна Нду, ни его птенцов. Считалось, что они носят на своих крыльях одно, и потому осторожны.
Если женщина находила скорлупу от яйца Нду, её нарекали святой.
Всех святых мать-Мгумпака забирала к себе и делала из них Луны.
Семь лун было в небе над долиной. Семь птенцов вывел чёрный коршун Нду.




***
Раз в месяц во время полнолуний мать-Мгумпака слепла. В это время её пальцы становились мягкими и текучими, и Мгумпака создавала ручьи и озёра.
В ручьях жила рыба Меменда. Из её мяса готовили рыбный боботай, из костей делали гребни, а из чешуи зеркала.
А в озёрах жила рыба Асемпапаса. Она уносила на дно покойников. Ею пугали детей.
После полнолуний Мгумпака спала два дня и две ночи.
В это время рыбы учились плавать.




***
Мать-Мгумпака повелевала родом людским и была довольна.
Женщины были послушны, скромны и трудолюбивы. Они строили хижины в долине, шили платья и делали лёгкое вино из плодов дерева Мфо.
Но однажды заскучала Мгумпака, и захотела, чтобы кто-то повелевал ею.
Свила Мгумпака пуповину из дерева Мфо и через год родила отца-Абоумбу.
И стал Абоумба мужчиной и повелевал Мгумпакой.
Так среди женщин поселилась зависть. И каждая захотела, чтобы ею повелевал мужчина.




***
Каждый месяц во время полнолуния, когда мать-Мгумпака слепла, отец-Абоумба тайно совокуплялся с земными женщинами.
Женщины стали рожать мальчиков, прятать их в ущельях, а пуповины закапывать глубоко в землю.
Когда из земли проросли деревья Кете, Мгумпака узнала об измене.
Она отдала отца-Абоумбу рыбе Асемпапасе на съедение и стала вдовой.
Женщин Мгумпака простила и позволила привести мальчиков в долину.
Так на земле появились деревья Кете и мужчины.




***
Когда женщины уходили в горы искать скорлупу от яиц коршуна Нду, в долину приходили дожди, и ручьи превращались в реки. Поэтому детские колыбели подвязывали к ветвям высоких деревьев.
Но дети не хотели сидеть смирно и часто тонули.
И сотворила мать-Мгумпака серого аиста Нуму. И стал Нуму ловить детей, выпадающих из колыбелей. И стал клювом протыкать им дырки в ушах.
Так каждая мать знала, сколько раз её ребёнок был непослушным.




***
Мужчины пили вино из плодов дерева Мфо, курили листья дерева Кете и философствовали о чёрном коршуне Нду.
Они ласкали своих женщин, но мечтали о женщинах соседей.
Они ели рыбный боботай и отказывались верить в мать-Мгумпаку.
Раз в месяц во время полнолуния они уходили из долины искать приключений, и их женщины плакали.
Тогда Мгумпака пришла к озеру и повелела Асемпапасе исторгнуть из себя отца-Абоумбу, чтобы тот образумил мужчин.
И было так.
И задумался отец-Абоумба.




***
Давным-давно, когда баобабы были очень маленькими, а женские груди очень большими, отец-Абоумба создал черепаху Бинту на потеху мужчинам.
И стала черепаха Бинта.
И создал Абоумба питона Адуму на потеху женщинам.
И стал питон Адуму.
Но мать-Мгумпака научила женщин шить одежды из питоньей кожи.
И научила мужчин чертить письмена на панцире черепахи.
Так появилась мода и письменность.




***
Однажды три женщины у ручья красили волосы соком плодов Мфо. И нёс ручей свои воды к подножью высоких гор.
И сотряслась земля, и пришёл с той стороны слон Индомбе.
И наложил хобот на трёх женщин.
И познали женщины блаженство, и нарекли слона священным животным.
И узнала об этом мать-Мгумпака и забрала себе слона Индомбе. И спрятала его высоко в небе за седьмой луной.
С тех пор знают женщины про седьмое небо, но мало в него верят.




***
В третье лето от молодых побегов пришла в долину засуха. И призвала мать-Мгумпака духов дождя. И стала Муджаджи.
И была Муджаджи ненасытна и запросила за дождь высокую цену — всех мужчин долины.
И стали плакать женщины и дети, и стали проклинать Мгумпаку. И деревья стали терять листья, и птенцы коршуна — перья.
И отдала Мгумпака отца-Абоумбу.
И была Муджаджи довольна и пролила многие дожди на долину.
И поверили мужчины в мать-Мгумпаку. И стала всеобщая вера.




***
Муджаджи и Абоумба родили Абенаа.
Абенаа родил Маанану.
Маанана родила кофейное дерево и прославила своих предков.
И стали кофейные заросли.
Женщины долины приходили петь в зарослях, дети приходили спать в зарослях, мужчины приходили состязаться зарослях.
За это Абоумбу позволял им жевать кофейные зёрна.
Разгневалась мать-Мгумпака и разделила всех людей.
И остались одни жить в кофейных зарослях, а другие вернулись в долину.




***
Однажды мужчины долины ели боботай из рыбы Меменды и говорили о том, что их жёны стали ленивы и неласковы. И каждый считал, что жена соседа лучше.
И поменяла мать-Мгумпака одних жён на других. И стало так.
И наслаждались мужчины новыми жёнами, но вскоре снова думали о жёнах соседей.
И меняла Мгумпака им женщин, пока не поняла, что нет занятия более бессмысленного, чем заставлять мужчину остановиться на достигнутом.
С тех пор каждый женатый мужчина мечтает о жене соседа.
А кто не мечтает, у того нет соседей.




***
Летел чёрный коршун Нду, нёс на своих крыльях одно.
Засмотрелся на львицу Нунуму, черкнул клювом о скалу и высек искру.
И стал огонь.
В каждой семье с тех пор хранился огонь и передавался от отца сыну. Главный подарок к свадьбе был огонь от родителей.
А кто огонь не получал, тот женился без благословения.
Так все в долине знали каждого, кто ослушался старших.
А львицу Нунуму почитали и прославляли.




***
В большой праздник семи лун мать-Мгумпака въезжала в долину на слоне Индомбе.
Посмотреть на это приходили даже люди из кофейных зарослей.
И каждый, кто смог коснуться левого уха Индомбе становился пророком, а кто правого — философом.
— Агуля! — кричала Мгумпака.
— Бум! — отвечали все, ударяя в бубны.
— Агуля!
— Бум! Бум! Бум!
В этот момент зацветали деревья Кете. Так мать-Мгумпака являла народу чудо.




***
Давным-давно, когда ещё не вызрели первые кофейные зёрна, решил отец-Абоумба отыскать суть вещей.
И создал Абоумба лук и стрелы, чтобы убить чёрного коршуна Нду и отобрать у него одно.
Тогда мать-Мгумпака сделала Абоумбу близоруким.
С тех пор люди из кофейных зарослей знают, что есть суть вещей, но увидеть её не могут.




***
Если мужчина ложится лицом вниз, его может загрызть шакал Уитма.
Поэтому мужчины долины всегда спят на спине.
И только когда они оплодотворяют своих женщин, Уитма может подкрасться сзади.
Поэтому женщины долины кричат по ночам, отпугивая шакалов.
Так мать-Мгумпака знает, сколько младенцев родится в следующем году.




***
Когда заканчивает бродить вино из плодов дерева Мфо, в долине начинается праздник посвящения.
Мать-Мгумпака делает из мальчиков мужчин, а их семенем удобряет священное древо жизни Бамбоджо.
Так юноши становятся взрослыми.
Так Мгумпака сохраняет молодость.
Так Бамбоджо соединяет небо и землю.




***
Слон Индомбе держит солнце во рту. Когда он поднимает хобот, наступает день, когда опускает - наступает ночь.
Однажды во время дождя Индомбе ощутил боль в желудке и изрыгнул цветную змею. Так стала радуга.
Каждый, кто проходил сквозь радугу становился художником.
С тех пор во время дождя люди долины молятся слону Индомбе и просят у него радугу.




***
Однажды шакал перекусил ремень, на котором мать-Мгумпака носила Священный камень.
Камень упал в реку, и стала большая вода.
И призвала Мгумпака серого аиста Нуму.
Много дней и ночей Нуму рылся в земле, отыскивая пищу. И рылся до тех пор, пока не отделил сушу от моря.
Так стало море.




***
Рыба Асемпапаса стала приплывать из моря и уносить с собой неверных мужей.
И взмолились женщины, и заплакали, что скоро не останется мужчин в долине.
И создала мать-Мгумпака белого великана Мбомбо.
И шёл Мбомбо из моря к реке, и переступал через Священный камень. И брал Мбомбо неверных мужей за руку, и выводил их на чистую воду.
Так увидела Мгумпака, что женщины способны простить любое.




***
В пятый день от третьей луны в кофейные заросли пришла страшная тля и стала пожирать листья и ветви.
И бежали люди в долину, и вели своих детей, и просили помощи у матери-Мгумпаки.
И приняли их люди долины. И позволила Мгумпака им остаться.
И велела, чтобы Муджаджи пролила дождь на заросли и утопила тлю.
И было так.
С тех пор все знают, что спасая детей, человек придёт и к врагу своему.




***
Однажды мужчины ловили рыбу Меменду и курили листья дерева Кете.
И размышляли мужчины о коршуне Нду и сути вещей.
И варили их жёны боботай из Меменды, и были их жёны ласковы, и обнажали свои груди.
Но не слышали мужчины своих жён и не смотрели на их прелести.
С тех пор так повелось — когда мужчины ловят рыбу, курят листья Кете и говорят о сути вещей, им не нужны женщины.




***
— Кого мы будем благодарить за наши удачи? — спрашивали люди.
— Меня благодарите, — говорила мать-Мгумпака.
— А кому мы будем жаловаться на наши беды? — спрашивали люди.
— Мне жалуйтесь, — отвечала Мгумпака.
— А кому мы будем жаловаться на тебя, мать-Мгумпака?
И явила Мгумпака справедливость, и создала Священный камень.
Не зарастает тропа к Священному камню.



***

___________________________________________________

Эти потрясающие иллюстрации для проекта "Заповедник сказок" сделала Татьяна Папушева - akeb0n0 (при поддержке и вдохновительстве ilya_lizard).