?

Log in

No account? Create an account
 
 
06 Июль 2006 @ 14:38
 
Вот мы часто говорим: я пытаюсь что-то изменить... я пытаюсь сменить работу... я пытаюсь устроить личную жизнь... я пытаюсь...

Как-то, в контексте таких разговоров, мой друг бросил на пол карандаш и говорит мне:
- Попытайся этот карандаш поднять.
Я наклонилась и подняла.
- Нет, - улыбается он, - я не просил поднять, я просил попытаться поднять!

Почувствовали разницу?:))) Великая вещь!
 
 
 
Selenitalunnoe_siaynie on Июль, 6, 2006 13:22 (UTC)
Классно!!!
Интуитивно я давно это понимала, но так красиво показать разницу!..
Диккаsevetra on Июль, 6, 2006 23:01 (UTC)
Да, меня этим психолог в свое время уел :))
(Удалённый комментарий)
pristalnayapristalnaya on Июль, 7, 2006 13:09 (UTC)
Да, не помешает:)))
Аленаleshyi on Июль, 9, 2006 09:53 (UTC)
Прелесть!
(Анонимно) on Июль, 9, 2006 19:02 (UTC)
Твой друг попросил тебя попытаться сделать то, что ты точно знаешь, как делать, и умеешь делать. Поэтому ты легко карандаш подняла. Если бы он попросил об этом, например, слепого или связанного человека, для которого это не так просто, тот бы именно ПЫТАЛСЯ поднять карандаш. Почувствуйте разницу. Другой пример: опытная портниха скажет - я сошью себе платье, начинающая - я попытаюсь сшить, поскольку она не может гарантировать удачный результат. А кто из нас может легко и с гарантированно хорошим результатом устроить личную жизнь или сменить работу? Вот и пытаемся.
pristalnayapristalnaya on Июль, 10, 2006 11:09 (UTC)
Потому у многих и не получается, что они всего лишь пытаются. Вы меня не убедили.
Начинающая портниха не гарантирует результат. Но шить она будет. Шить, а не пытаться. Косо-криво, может, и не дошьет вовсе, но это будет результат.
Пытаться же - это процесс не имеющий завершения, не то что желаемого, но даже любого. Сам глагол "пытаться" не имеет завершенной формы.
Делал - сделал,
шёл - пришёл,
менял - поменял,
пытался -... пытался...пытался...
Жизнь вообще ни на что не дает гарантий. И изначально у человека никаких навыков нет, одни рефлексы. Но человек начинает жить, а не пытаться это делать.
(Анонимно) on Июль, 14, 2006 18:40 (UTC)
Почему это глагол "пытаться" не имеет завершенной формы? Пытался - попытался, так же, как и менял - поменял. Попытался - получилось хорошо. Попытался - получилась ерунда. Процесс один и тот же, результат разный.
Да, человек начинает жить на рефлексах. Дышать, например, врожденное умение, человек сразу это УМЕЕТ. Но если сильно удариться спиной (упасть с дерева, например), то механизм дыхания временно отказывает, и человек именно ПЫТАЕТСЯ вдохнуть, умение отключилось. С вами такого не было? Со мной было.

pristalnayapristalnaya on Июль, 15, 2006 08:39 (UTC)
И "пытался" и "попытался" - глаголы прошедшего времени, а не завершенная форма. В отличие от "поменял". Об этом можно не спорить, элементарная грамматика.
С дыханием пример неудачный. Мы же не о рефлексах изначально. Мы о сознательном деланьи и о сознательных же попытках.
(Анонимно) on Июль, 21, 2006 00:46 (UTC)
Удивилась и пошла искать учебник грамматики. Вот он передо мной: Русский язык: Справочные материалы: Учеб. пособие для учащихся/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. - 2-е изд., испр.и доп. - М.:Просвещение, 1987. Обнаружила, что никакой завершенной или незавершенной формы глагола в русском языке не существует. А имеются глаголы несовершенного и совершенного вида. Разница в том, что форма - изменяемая грамматическая категория, а вид - неизменяемая, то есть глагол раз навсегда относится к такому-то виду. Конкретно про это написано следующее, цитирую:
"Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида - что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару: вычертить (сов. вид) - вычерчивать (несов. вид), вспахать - вспахивать, достигнуть - достигать.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки (ехать - уехать), суффиксы (толкать - толкнуть). Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне (опоздать - опаздывать). Некоторые видовые пары представляют собою разные слова, имеют разные основы (взять - брать). Отдельные видовые пары могут различаться ударением (разрЕзать - разрезАть)."
А теперь давайте еще раз посмотрим на ваши и мой грамматические примеры:
Делал - сделал,
шёл - пришёл,
менял - поменял,
пытался - попытался
Все это - видовые пары глаголов, и все глаголы приведены в прошедшем времени. Можно взять инфинитивы, ситуация от этого не изменится: делать - сделать, идти - придти, менять - поменять, пытаться - попытаться. Поменял - прошедшее время от поменять, как попытался - от попытаться, абсолютно то же самое. Единственное отличие последней пары в том, что это возвратные глаголы, т.е. имеющие суффикс -ся, и без этого суффикса не употребляются. Но таких глаголов в русском языке много (смеяться, бороться, распоряжаться, оставаться).
Так что для глагола несовершенного вида пытаться (что делать?) имеется парный глагол совершенного вида попытаться (что сделать?).
Между прочим, жить - тоже глагол несовершенного вида: что делать? - жить. Подберете пару самостоятельно?

Про дыхание будет следующей порцией, потому что не влезло :(
(Анонимно) on Июль, 21, 2006 00:47 (UTC)
Теперь о дыхании. О рефлексах не я завела речь. Посмотрите чуть выше:
" Жизнь вообще ни на что не дает гарантий. И изначально у человека никаких навыков нет, одни рефлексы. Но человек начинает жить, а не пытаться это делать."
" Да, человек начинает жить на рефлексах. Дышать, например, ..."
" С дыханием пример неудачный. Мы же не о рефлексах изначально. "
Но пример действительно неудачный. Слезем с рефлексов и возьмем сознательное действие, например ходьбу. Ребенок ходить не умеет. Его этому учат. Ему говорят "иди", а он делает шаг, падает и ползет - не может идти, не умеет. Он может только попытаться. Вот он и пытается - делает шаг и падает, делает два шага и падает. Чем больше пытается, тем лучше получается. Наконец в сколькитосотый раз пытается - и идет, получилось. Вот теперь, когда ему говорят "иди", он действительно идет. Научился.
А вот другой человек, взрослый. Вообще-то он ходить умеет, но сегодня много выпил, и когда ему говорят "иди уже, падлюка", просто взять и идти он не может. Координация нарушена. Пытается идти, упорно пытается, а вместо этого падает в лужу. И никакое "ты не пытайся, ты сделай" ему не поможет, пока не протрезвеет.
А вот третий человек, травмированный. Он тоже умел ходить, но теперь ноги не слушаются, и когда ему говорят "иди", он пытается идти, волоча ноги за костылями, переползая от одного стула к другому. И если травма тяжела, то сколько бы ему ни говорили "ты не пытайся, ты сделай", ходить он уже никогда не сможет.

Пока подбирала все эти примеры, пришла к окончательному выводу. В любом случае в ответ на "сделай" человек именно ПЫТАЕТСЯ сделать то, о чем идет речь. В любом, даже подбирая с пола карандаш. Просто мы не всегда вычленяем попытку из всего действия. Если человек сделал требуемое легко и сразу, мы не обращаем внимание на то, что он именно попытался и попытка была удачной. Трезвый пытается идти - и легко идет, выпивший пытается - и ковыляет по синусоиде, пьяный пытается идти - и падает. Все трое пытаются сделать одно и то же, а результат зависит от их возможности сделать это. Более того, это могут быть не три человека, а один и тот же в разное время, и пытается он одинаково, а результат получает разный в зависимости от собственного состояния, а если и ребенок, и калека, и прохожий в бурю - это тот же человек, то еще и в зависимости от ситуации. От внутренних и внешних факторов, короче. Но начинается любое действие именно с попытки, независимо от того, каким будет результат. Вот примерно так.
pristalnayapristalnaya on Июль, 21, 2006 20:17 (UTC)
Спасибо за урок грамматики. Ну, простите, спутала вид с формой:))) Школу-то закончила почти 20 лет как.
Не будем играть в слова, мне вовсе не хочется с Вами спорить. (Кстати, есть такой глагол "отжить")
Только одно отмечу. "Но начинается любое действие именно с попытки..." Я думаю, любое действие начинается с желания.

И еще - мне бы хотелось, чтобы анонимные комментарии в моем журнале были подписаны.
(Анонимно) on Июль, 22, 2006 20:47 (UTC)
Вообще-то да, надо было бы их подписать. Но сначала я не сообразила, как это сделать, я ведь не пользователь ЖЖ, сюда попала через Ваш сайт. А теперь уже смысла нет, так видно, что все мои "анонимки" - это один и тот же голос за кадром, а назовусь я какой-нибудь Черной Кошкой или Большой Занудой - покажется, что это кто-то третий вмешался. Так что приношу свои извинения за анонимность и обещаю впредь подписываться, если еще найду повод что-нибудь прокомментировать :)

Желание - да, все начинается с желания. Но непосредственное действие, шевеление руками-ногами - это уже попытка. Впрочем, "где начало того конца, которым кончается начало"

И спасибо за дискуссию. Не знаю, как Вы, а я для себя нашла кое-что новое.
pristalnayapristalnaya on Июль, 23, 2006 07:11 (UTC)
Ну, необязательно иметь аккаунт в Живом журнале, чтоб написать под комментарием свое имя.
И Вам спасибо. Дискуссия всегда приносит что-то новое. Если не в сфере информации, то в сфере эмоций уж точно:)))